компьютерные курсы

Компьютерные курсы

       

 Компьютерный курсы. Достойное образование, успешная карьера, обеспеченное будущее!

        Главная | О центре | Список курсов | Инд. обучение | Контакты | Статьи

Концепция информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации

Проблема социальной институционализации новых мировых тенденций в развитии содержания и форм образования обнаружилась в начале 70-х гг. XX века. Эти социальные императивы отразили движение современного общества к информационному, открытому обществу. Происходит противоречивый переход от техногенной к антропогенной цивилизации. Образование же всегда – это «зеркало» социальных и иных отношений, объективно существующих в обществе. Институционализация в образовании, т.е. учреждение каких-либо новых общественных институтов, правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений, выразилась в достаточно осязаемом многообразии форм. Одной из таких форм явилось открытое образование, всемерное и максимальное использование информационных и педагогических технологий дистанционного обучения.
Классическое формы получения образование, включая очное обучение, в той или иной степени переживает кризис во всех странах мира. К основным факторам этого процесса, например, в сфере высшего профессионального образования, можно отнести:
- неспособность обеспечить всем желающим возможность получения необходимого им образования (территориальность);
- отставание получаемых знаний от уровня развития информатизации и технологий (консерватизм);
- низкая адаптивность систем образования к различным социально-экономическим условиям (инерционность);
- специфичность образования, получаемого в отдельном учебном заведении (локальность);
- не весь перечень специальностей может быть предоставлен желающим обучаться на конкретной территории региональными вузами (ограниченность).
Российское образование должно адекватно отражать и удовлетворять потребности общества. Однако формы организации получения и обновления знаний в России практически сохранились в неизменном виде. Реальными шагами в решении этих проблем являются: создание единой образовательной информационной среды; использование открытых форм обучения; обеспечение открытого дистанционного доступа к распределенным информационным и технико-технологическим ресурсам.
Создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики, - одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики. Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, гибкого, модульного, самостоятельного, опережающего, распределенного образования, т.е. реализацией принципов открытого образования.
При создании системы открытого образования должны быть в полной мере использованы накопленные в российской высшей школе научный, методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы связи) и организационные структуры высшей школы.
Новым принципом образования становится управление знаниями, а новыми технологиями - формализация создания знаний, передачи (распространения) знаний (доступа к знаниям) и контроля знаний. Равноправный доступ к таким технологиям следует обеспечить на всех уровнях систем образования. В мире идут глубинные и объективные процессы формирования единого открытого образовательного пространства. Создаются специализированные образовательные структуры открытого типа. Ведется поиск соответствующей организационной структуры и учреждений образования (особенно, образования взрослых), которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», – важнейшая проблема XXI века.
Образовательные учреждения распределенного типа, или гиперпровайдеры ДО, могут стать такими социальными институтами, которые были бы способны предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно и получать современные профессиональные знания. Для этого необходимо дать возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствовала бы его образовательным и профессиональным способностям и потребностям, независимо от его местонахождения. В итоге, может быть сформирована такая сеть (консорциум) связанных друг с другом учебных учреждений, которая предполагала бы наличие информационно-педагогического пространства образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ (способных удовлетворять запросы и потребности населения), возможность многомерного движения специалиста в образовательно-профессиональном пространстве и создания для него оптимальных условий развития через обучение и образовательный профессиональный консалтинг.


1. Общие положения

1.1. Технологии дистанционного обучения и классификация образовательных систем в Интернет
В современной системе образования огромную роль приобретают информационные и педагогические технологии обучения, раскрывающие творческий потенциал, индивидуальность, талант личности. К ним относятся различного рода тренинги, контролирующие программы, лабораторные практикумы, тренажеры, игровые программы, предметно-ориентированные среды, учебное моделирование, деловые игры, групповые семинары (тьюториалы), разбор ситуаций (кейс-стади), психологическое тестирование и т.д.
Информационные технологии открыли реальные перспективы для системы образования, а именно: широкое внедрение средств информационных технологий для наглядного, динамичного представления учебной информации с использованием видеоизображений, звука и удаленного доступа к информационным ресурсам; непрерывность и преемственность компьютерного обучения на всех уровнях образования - от дошкольного до послевузовского - за счет компьютерной поддержки всех предметов и дисциплин учебного процесса; обеспечение свободы выбора методики, стиля и средств обучения для раскрытия и выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого; создание научно и методически обоснованной системы базового образования на основе новых информационных технологий.
Информатизация образования объективно влечет за собой: реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к преподавателю и изменение его роли; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения и влияние его местонахождения на состав обучающихся; резкое увеличение объема доступных информационных ресурсов.
Подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества обеспечивается решением следующих задач, непосредственно связанных с системой образования: повышение качества образования; доступность образования; повышение экономического потенциала страны за счет повышения уровня образованности населения; непрерывность образования на протяжении всей производственной деятельности; интеграция национальной системы образования в мировую.
Информационные и телекоммуникационные технологии, в свою очередь, позволяют: модифицировать характер развития, приобретения и распространения знаний; открыть возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания; расширить доступ к общему и профессиональному образованию; не умаляя потребности в преподавателях, изменить их роль в учебном процессе (постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание).
При формировании нового подхода, например, к высшему профессиональному образованию должны учитываться концептуальные положения: справедливый доступ к высшему образованию определятся способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование; возможность такого доступа может сохраняться на протяжении всей жизни (ей можно воспользоваться в любое время); обеспечение равноправного доступа к высшему образованию должно начинаться с укрепления и переориентации его связей со всеми другими ступенями образования, особенно со средним образованием.
На протяжении последних лет в системах образования различных стран проводятся работы по внедрению в практику принципов и технологий дистанционного и открытого обучения. При этом под открытым образованием обычно понимаются:
- открытое поступление в высшее учебное заведение (как правило, без анализа исходного уровня знаний, без вступительных испытаний; политика “открытых дверей”);
- открытое планирование обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы учебных курсов соответствующей программы);
- свобода в выборе: преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям, особенно в дальнейшем, когда обучение может перейти в образовательный консалтинг); времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения); места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).
В открытом образовании, основанном на использовании дистанционных образовательных технологий и успешно развивающемся во всем мире на протяжении не одного десятка лет, четко выделились три основных вида данных технологий:
Кейс-технология - учебно-методические материалы четко структурированы и соответствующим образом комплектуются в специальный набор (“кейс”, “портфель”), пересылаются (передаются) обучаемому для самостоятельного изучения и последующего периодического обращения за разъяснением к специально подготовленным преподавателям-консультантам (тьюторам или инструкторам) в созданных для этих целей удаленных (региональных) учебных центрах, отделениях, представительствах или пунктах;
TВ-технология - использование телевизионных лекций с консультациями у преподавателей-консультантов по месту жительства обучаемых, по телефону, по сети Интернет;
Сетевая технология - использование сети Интернет как для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.
Первоначально была создана кейс-технология. Каждый учебный курс обеспечивается специальным учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебный материал. Модульный принцип формирования учебных планов позволил успешно сочетать потребности и возможности обучаемых с требованиями установленных образовательных стандартов. В процессе внедрения кейс-технологии ДО были детально проработаны: технология создания и сертификации удаленного от базового образовательного учреждения учебного центра, территориально расположенного вблизи места проживания обучаемых; система работы с авторами-разработчиками курсов и преподавателями-консультантами; порядок взаимоотношений базового учебного заведения с территориальными учебными центрами в ходе учебного процесса.
Использование TВ-технологии получило весьма ограниченное распространение, хотя существуют учебные заведения, использующие в основном именно эту технологию.
Широкое внедрение глобальной компьютерной сети Интернет в образование предопределило появление сетевых технологий обучения через Интернет (Интернет-обучения). Сетевое дистанционное обучение, в свою очередь, активно стимулировало развитие систем информационного обеспечения учебного процесса - сетевых электронных библиотек web-курсов и иных информационных ресурсов.
Системы сетевого обучения состоят из следующих базовых элементов: учебное заведение как организационная структура реализации дистанционных образовательных технологий; информационные ресурсы - базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий ДО; преподаватели-консультанты (тьюторы); обучающиеся (слушатели, студенты).
В зависимости от организационно-правовых форм (модели) учебных заведений, строящих свою работу на основе информационно-педагогических систем сетевого обучения, можно классифицировать следующим образом (См.: Рис. 1).
Первая категория - базовая (локальная) модель, ориентированная на обеспечение потребностей отдельного учебного заведения и не ориентированная, как правило, на интеграцию с иными учебными заведениями.
Вторая - брокерская модель, фактически являющаяся организационно-технологическим объединением (ассоциацией, консорциумом) самостоятельных учебных заведений, работающих на добровольной основе и в рамках согласованных (единых) корпоративных стандартов.
Третья - учебные заведения нового типа, ориентированные на работу только в сетевой среде Интернет. По степени интеграции с другими учебными заведениями последняя модель ближе к первой, поскольку здесь нет объединяющих множество учебных заведений корпоративных технологий.
Анализ показал, что при постановке задачи на построение масштабной распределенной образовательной системы только вторая модель позволяет реализовать множество системообразующих функций: каталогизацию распределенных ресурсов, выполнение единых квалификационных требований, организацию профессиональных сообществ, взаимную интеграция учебных заведений, формирование единой системы показателей работы учебных заведений, в т.ч. статистических показателей (по учебному заведению, региону, профилю и т.д.) и т.д.
Модель Интернет-обучения по условиям ее создания обеспечивает единый тип интерфейса всех категорий пользователей, универсальную структуру пользователей и их прав, единые форматы хранения информации, технологии работы и многое другое, что позволяет простыми средствами интегрировать накопленные в системе образования научно-методический, кадровый и производственный потенциалы, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующую телекоммуникационную инфраструктуру и организационные структуры системы образования на основе: требований образовательного стандарта; общих педагогических, методических и технических требований к учебно-методическим и информационным ресурсам; единой универсальной информационно-образовательной среды системы образования; рекомендаций международных или признанных корпоративных стандартов; объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие перспективной системы образования в целом; координации функционирования системы.
1.2. Проблемы развития открытого образования в России
В системе образования России уже более десяти лет проводятся работы по интеграции компьютерных телекоммуникационных сетей, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований, основанных на применении современных средств автоматизации. Стремление объединить учебно-методические разработки, находящиеся в российской системе образования, с новейшими информационными технологиями вызвано вполне ясной целью – сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для самых широких слоев населения.
Ведется большая работа по разработке требований, предъявляемым к содержанию учебно-методических материалов. Учебный курс (дисциплина) в системе открытого образования должен обеспечиваться учебным пособием, программой и методическими указаниями, практикумами и иными материалами, помогающими самостоятельно, но под контролем преподавателя, осваивать учебный материал. При формировании учебных планов используется модульный принцип формирования дисциплин, позволяющий успешно сочетать образовательные потребности обучаемых с требованиями образовательных стандартов.
В рамках эксперимента Минобразования России по дистанционному обучению (преимущественно с использованием кейс-технологии ДО) были детально проработаны и внедрены на практике: технология создания и работы региональных учебных центров (филиалов, представительств); принципы работы с авторами-разработчиками курсов, преподавателями-консультантами (тьюторами); порядок организационных и экономических взаимоотношений базовых учебных заведений с их региональными учебными центрами; множество иных учебных, технических, административных, маркетинговых, телекоммуникационных аспектов, без учета которых невозможно было бы создать функционирующую обучающуюся систему.
В результате реализации ряда целевых научно-технических программ Минобразования России и Минпромнауки России, международных проектов (фонда Сороса и др.), региональных проектов и инициативных программ образовательных учреждений обеспечен существенный прогресс в области доступности средств телекоммуникаций, информационных и педагогических технологий дистанционного обучения. Так, в рамках Межведомственной программы "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы" созданы национальная магистральная инфраструктура компьютерных телекоммуникаций, функционирует ряд региональных высокоскоростных сетей передачи данных, организованы средства доступа пользователей к сетевым ресурсам. Создание региональных точек концентрации компьютерных сетей – опорных точек RBNet, в т.ч. на основе региональных систем обмена типа Internet Exchange, - позволяет осуществить обмен данными между различными сетями внутри региона и обеспечить возможность совместного использования межрегиональных каналов связи.
Федеральная университетская компьютерная сеть RUNNet (Russian University Network), являющаяся опорной сетью в системе образования, обеспечивает связь между всеми основными регионами России. Данная сеть с региональными узлами на базе центров НИТ (более 40 центров во всех основных регионах) и Интернет-центров (26 центров на базе ведущих университетов) в настоящее время может обеспечить межрегиональный уровень сетевого взаимодействия образовательных учреждений со скоростями обмена данными от 128 до 2048 Кбит/с. К инфраструктуре системы образования относятся также сети RBNet, FREENet и др.
Есть основания предполагать, что уже создана телекоммуникационная основа системы открытого образования. При этом непременным условием эффективного использования этих сетей является качественное информационное наполнение, обеспечивающее поддержку процесса обучения, научных исследований и управления. ИОС ОО РФ призвана способствовать наполнению созданных каналов информационными ресурсами учебного, научного и справочного назначения и, как следствие, обеспечить качественно новые условия для развития всей российской системы образования.
Накопленный опыт внедрения Интернет в учебных заведениях России создает необходимые условия для выхода их на внешний рынок образовательных услуг Интернет, обеспечивая потребности как населения всех регионов России, так и иных стран и, в первую очередь стран СНГ. Однако это только необходимое, а не достаточное условие.
Восприятие научно-педагогической общественностью сети Интернет как основы для перспективной образовательной среды вызвало появление множества разрозненных информационных ресурсов учебного назначения, возникших и возникающих, часто, без всякой привязки к конкретным учебным планам по специальностям, к специфическим методикам организации и ведения учебного процесса, Интернет-обучения. Отсутствие единых принципов представления учебного материала, методик ведения учебного процесса и технологий накопления, актуализации и предоставления информационных ресурсов приводит к тому, что такие ресурсы создаются в различных форматах, без учета особенностей ведения учебного процесса и потребностей пользователей. Порой весьма не просто найти уже имеющиеся в сети Интернет информационные ресурсы учебного назначения.
Очевидно, что формирование федерального фонда информационных и иных ресурсов, создание региональных и специализированных ИОС ОО РФ возможно только на принципах соблюдения авторского права и экономической заинтересованности автора в размещении своего ресурса в этой среде. Аналогичный подход должен использоваться и для привлечения учебных заведений к работе в подобной среде, и для технических служб, обеспечивающих функционирование среды.
Несмотря на различную оснащенность учебных заведений компьютерной техникой и обеспеченность телекоммуникационной инфрастуктурой, ИОС ОО РФ должна предоставлять практически равные возможности различным учебным заведениям. Кроме этого, организация работы профессорско-преподавательского и административного состава учебных заведений в ИОС ОО должна обеспечиваться понятным интерфейсом и не требовать глубокой специальной подготовки для реализации своих профессиональных обязанностей.
Перспективная ИОС ОО РФ - это программно-телекоммуникационный комплекс, обеспечивающий едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому количеству учебных заведений, независимо от их профессиональной специализации, уровня предлагаемого образования и форм собственности. Он организует сбор, хранение и представление статистических и иных показателей в разрезе учебного заведения, региона и на федеральном уровне.
Настоящая Концепция создания ИОС ОО РФ определяет:
а) цели и задачи создания локальных, региональных и специализированных ИОС открытого образования, объединенных в единую федеральную ИОС в российской системе образования;
б) основные принципы построения ИОС ОО на различных уровнях;
в) базовые нормативно-правовые и экономические механизмы взаимосвязи учебных заведений и служб технической поддержки ИОС;
г) принципы формирования и использования ресурсов ИОС ОО РФ;
д) этапы формирования ИОС ОО РФ, а также пути ее развития и совершенствования.

Полный текст доклада приведен на авторской web-странице www.informika.ru/text/exhibit/portal/consept.zip

12.12.2005 г.


все статьи >

 

Список компьютерных курсов


 

 



Картаbye hbr t2 yr0 ze96 ochered les ocher les vzgl0 vzg56
rss
Карта